ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ «ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЕТИ К НОРМАТИВНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Совещание 25.11.2005 г., начальник управления образования

Мурашинского района В.А.Кухутяк

Уважаемые коллеги! Изучив обсуждаемую проблему с позиции бывшего директора сельской школы, нынешнего руководителя муниципального органа управления образованием смею утверждать, что Закон Кировской области «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений», который начинает действовать с 01.01.2006 года, является крайне необходимым, своевременным и прогрессивным процессом. Следует отметить также, что его реализация в нашем регионе начинается в унисон с президентским приоритетным национальным проектом в сфере образования.

         Всем известно, что сеть общеобразовательных учреждений области не рациональна: контингент обучающихся систематически снижается, при этом учреждения в большинстве территорий содержаться по фактической потребности и ликвидируются лишь по причине самовымирания. Департамент образования три года назад делал попытку переломить эту ситуацию, предложив районам разработать и реализовать Программы оптимизации муниципальной сети общеобразовательных учреждений, но без экономического рычага значительного эффекта не получили. Приведу в пример по этому поводу результаты межмуниципального сравнения, которое я провела по статистике на 05.09.2006 года. Сравним районы близкие по контингенту учащихся (от 1300 до 1500 чел.) и группу районов с контингентом около и менее 1000 чел.:

- Шабалинский  - 1311 чел. – 17 учр.                 Верхошижемский – 1043 – 12.

- Пижанский      - 1370 чел. – 16 учр.                Сунской                  - 896  - 11

- Опаринский     - 1384 чел. – 14 учр.                Арбажский             - 874  - 10.

- Мурашинский  - 1424 чел. – 9  учр.                Богородский           - 651  - 11.

- Орловский        -.1509 чел. – 12 учр.

- Фаленский        - 1558 чел. – 22 учр.

         Как видите, результаты неутешительны. Финансирование школ по фактическим затратам не стимулирует к рациональной реорганизации сети школ, а  приводит к распылению ресурсов, направленных на отрасль «Образование». Деньги вылетают в трубы многочисленных котельных, идут на содержание объёмных  зданий, в которых затерялись несколько детей, при этом в отдельных школах приходится в среднем 2-3 ученика на одного учителя.

         В нашем районе ( на 1424 ученика открыто 9 школ) благодаря тому что планомерно и настойчиво последние 3 года проводились не популярные мероприятия по оптимизации муниципальной сети общеобразовательных учреждений. Но при этом мы сумели сохранить принцип доступности и вместе с тем, практически безболезненно, переходим на подушевое финансирование стандарта общего образования. Как только был принят проект Закона о нормативах, мы просчитали все полагающиеся на каждое учреждение средства. Определились три группы школ: фонд заработной платы которых соответствовал, был меньше или превышал норматив. Ясно, что наиболее проблемными являются  школы, которым не хватает фонда зарплаты (их оказалось в районе три), здесь было важно найти резервы экономии, и мы их нашли. Поэтому в этих школах уже тарификация на 01.09.2005 года была проведена под норматив, с той целью, чтобы среди учебного года не ущемлять права учителей и учащихся.

         Опыт школ Мурашинского района, анализ штатных расписаний, учебной нагрузки и статистических данных (по состоянию на 05.09.2005 г.) школ нескольких районов области даёт возможность определить ряд мероприятий, которые позволят уменьшить затраты на стандарт общего образования. Может быть, я сейчас буду говорить не очень удобные вещи, но всё-таки рискну привести несколько примеров из сложившейся практики:

- Постоянное снижение контингента привело к тому, что школа перешла в группу наиболее низкого уровня в соответствии с действующими штатами 1986 года, но мы удачно «забыли» заместителя директора по хозяйственной деятельности 13-14 разряда заменить завхозом 4 разряда, убрать лишние ставки завуча, библиотекаря и другого персонала;

- В классах малокомплектной школы наполняемость менее 10 чел, обучаются дети по универсальной программе, нет даже зачатков развивающей компоненты в учебном плане, но обучение всех классов, в том числе и начальной ступени, проводится по 6-ти дневной рабочей неделе. Ясно, что мудрствуем лукаво, пытаясь увеличить нагрузку учителям.

- Часто по этим же мотивам сеть кружковых занятий дополнительного образования в школах складывается не по интересам учащихся, потребности времени и рынка труда. При этом наблюдается дублирование на занятиях кружков и факультативов программного материала предметных дисциплин, не учитываются возрастные особенности учащихся.

- Численность персонала школьной столовой такова, что при имеющемся количестве учащихся соответствует действующим нормативам только при трёхразовом горячем питании. При этом фактически даже не все дети получают горячий завтрак один раз в день.

- Грубо нарушаются нормы при формировании классов комплектов начальной ступени в малокомплектных школах. Все три школы в нашем районе, которым не хватило средств по норме, вместо одного - двух классов-комплектов имели 3 и 4, это нарушение было преднамеренно, основанием являлось Соглашение между администрацией района, управлением образования и территориальной профсоюзной организации. А почему бы и нет, если средства на содержание выделялись? Теперь изыскали более экономичные подходы, например, сдвиг смен, передача часов предметникам и др.

- По следам телевизионной передачи о закрытии «музыкальных классов» в одной из школ г.Кирова на встрече с педколлективом в своём районе мне задали вопрос: «Когда прекратят разваливать образование?» Я думаю, что это рассуждения на уровне обывателя. Суть вопроса такова, что эти эксклюзивные учреждения с дополнительными образовательными услугами за счёт бюджета были созданы по инициативе местных властей, почему же тогда не продолжить оплачивать эту услугу за счёт средств муниципалитета и частично родительской платы. Ведь норматив рассчитан строго на государственный стандарт, а все дополнительные услуги платного характера.

- Все законы сегодня построены на чётком разграничении полномочий между уровнями власти, между Учредителем и учреждением и т.п.. Тогда пора и школе отказаться от несвойственных ей функций: сегодня директор сельской или поселковой школы не редко является одновременно инженером по тепловым и водопроводным сетям, инженером по охране труда работников системы ЖКХ (в частности, машинистов котельной). Кроме того, должен заняться разделкой дров при мизерном выделение средств, переправить к котельной дрова за 200-300 м без наличия всякой тягловой силы и т.д. и т.д. В нашем районе, например, у трёх школьных котельных в ценовом комитете г.Кирова пришлось утвердить стоимость Гкал. Теперь школа является официальным поставщиком тепла, а как быть по-другому, если к ней подцеплены клуб, участковая больница и даже жилые дома. Необходимо передать котельные предприятиям ЖКХ, с этим предложением мы неоднократно обращались в администрацию района, но пока сумели передать только одну котельную, будем надеться на положительный результат в дальнейшем.

         - Необходимо использовать возможности организаций общественного питания для обслуживания школьных столовых там, где это возможно. Подобный договор для школы практически не имеет цены, только стоимость коммунальных услуг за помещения столовой, которые приходится платить в любом случае. При этом попутно экономятся и средства муниципального бюджета на производственный контроль готовой продукции.

         - На мой взгляд, требует немедленного обновления Положение о школах с углублённым изучением отдельных предметов. Школы, даже  не имея достаточно средств на ФЗП, продолжают им пользоваться. При этом с 5- 11 класса 2-3 учителя работают по углублённым программам, а все педагоги получают оклад повышенный на 15% , и это только тарифный фонд на который ещё и накручивается надтарифный. Я не противник инновационных процессов в школе, но считаю, что справедливо вкладывать средства на поддержку тех учителей, которые занимаются инновациями, а не наблюдают за ними со стороны.

         - Возможно рассмотреть ещё один резерв. Одна из наших маленьких начальных школ, имея контингент учащихся 11 человек и дошкольную группу, буквально из-за одного человека не попала под более высокий коэффициент в результате не укладывается в норму оплата труда. Мы приняли решение отнести затраты на содержание машинистов котельной за счёт муниципального бюджета, и с этим предложением выходим на Думу. Думаю, что нас депутаты поддержат, так как в перспективе контингент школы увеличивается и её важно сохранить.

         Я привела несколько примеров, но найдутся и другие варианты снижения стоимости одного обучающегося при тщательном анализе каждого отдельно взятого учреждения.

         Уважаемые коллеги! Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что разработчики нормативов и законодатели, принявшие Закон, учли, что год вступления в новую систему финансирования будет достаточно сложный и, считаю, именно по этому введён широкий спектр повышающих коэффициентов. Школы, особенно сельские, разбиты на достаточно мелкие группы с целью практически индивидуального подхода для сохранения большинства учреждений в этот переходный период.

         Нам необходимо использовать данную фору времени, чтобы тщательно подумать и повсеместно внедрять действенную перспективную Программу создания наиболее рациональной муниципальной сети образовательных учреждений.

         Эта проблема крайне актуальна сегодня, потому что, во-первых, норматив в соответствии с Законом утверждается ежегодно и естественна тенденция уменьшения количества корректирующих коэффициентов в будущем. Во-вторых, необходимо своевременно учесть влияние на сеть передела территорий в связи с образованием поселений. В-третьих, учесть особенности функционирования сферы образования в режиме образовательных округов.

         В связи с предстоящим проведением оптимизации сети несколько замечаний из собственного опыта. Менять вид неперспективной школы – напрасная потеря времени на оформление документов, печатей, средств и

т. д.

         В этом случае, на мой взгляд, наиболее рациональный путь – создание сети филиалов вокруг крупных школ. Проведя лицензирование и аттестацию филиалов с правом ведения программ начальной и основной ступени обучения, можем комплектовать любые классы по потребности.

         В нашем районе, например, при реформировании основных школ было предусмотрено два этапа:

         - первый этап: организация обучения с первого до шестого классов (при этом более рационально предметное обучение);

         - второй этап: филиал с начальной ступенью обучения.

         Такой постепенный переход смягчает процесс ликвидации учреждения более высокого уровня для населения и персонала школы, а так же даёт возможность наиболее оперативно учитывать внесённые жизнью коррективы.

         В условиях нормативного финансирования положительным является то, что филиалы могут содержаться и за счёт средств головного учреждения.

         Кроме того, система филиалов позволяет приблизить школу к месту проживания ученика. А я просто убеждена, что по физиологическим особенностям младших школьников мамина любовь каждый день, играет не менее важную роль, чем более высокая квалификация педагога.

         Ещё несколько слов о проблемах школ, которые получат по нормативу наиболее высокий фонд оплаты труда среди учебного года. Как использовать это увеличение?

         1.Ввести дополнительные штаты. Следовательно, необходимо на уровне области отменить все существующие распорядительные документы, запрещающие бюджетным учреждениям, увеличивать штатную численность работников в части применения их к общеобразовательным учреждениям.

         2.Ввести новые дисциплины, профильные направления, спецкурсы и т.д.

Но это будет сложно сделать во втором полугодии. Поэтому, хотя бы в переходный период, учитывая несовпадение начала учебного и финансового годов предусмотреть официальную возможность поквартального перевода сэкономленных средств заработной платы в инвестиции для приобретения необходимы дорогостоящих средств обучения.

         Учитывая вышеуказанную особенность переходного периода, считаю необходимым подумать и о том, чтобы в Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций из областного бюджета муниципальным образованиям для реализации государственного стандарта общего образования, который ежегодно утверждается Постановлением правительства области, предусмотреть право районной Думы перераспределения средств между школами с целью сохранения до конца учебного года неперспективных учреждений.

         Любое новое дело особенно такого глобального характера не может протекать без сложностей и задержек. Поэтому важно взаимопонимание всех участников, оперативное реагирование и своевременная корректировка действий на всех уровнях, чтобы в кратчайшие сроки, получить основной результат подушевого финансирования: добиться, чтобы в нашей области вложение средств в содержание образовательных учреждений стало обоснованным и прозрачным, независящим от субъективных факторов.

 

Назад                                                                                    

Hosted by uCoz